По сообщению пресс-службы ОАО ?Харцызский трубный завод?,
основная часть объемов труб большого диаметра (ТБД) для
строительства как сухопутного, так и морского участка
стратегического газопровода будет обеспечена за счет поставок ХТЗ.
Согласно информации из источника, близкого к топ-менеджменту ХТЗ, в
2006 году украинский завод поставит для СЕГ около 600 тыс. тонн
ТБД.
Как заявил Александр Кравцов, директор по стратегии и инвестициям
ХТЗ, ?у завода есть все шансы для того, чтобы в полном объеме
обеспечить трубами Северо-Европейский газопровод?.
По мнению руководства ХТЗ, достичь столь значительных объемов
производства заводу под силу. В 2005 году ХТЗ выпустил более 545
тысяч тонн ТБД, рост по сравнению с 2004 годом составил 26,2%. При
этом основными покупателями украинской трубной продукции выступили
ОАО ?Газпром? и ОАО АК ?Транснефть?. Этот показатель стал пиковым
за последние 10 лет. И в текущем году объемы производства ТБД
планируется увеличить.
Более того, в январе 2006 года Харцызский завод приступил к
строительству новой линии по производству одношовных труб диаметром
711-1422 мм. Сегодня данный вид труб остро востребован российским
рынком, поскольку они используются при строительстве
газонефтепроводов. Генеральным поставщиком оборудования выступила
швейцарская фирма "Haeusler AG". Как сообщают в пресс-службе ХТЗ,
общая стоимость инвестиционного проекта оценивается в 25 млн.
долларов.
Финансовые средства для организации нового технологического цикла
были привлечены из российского ?Альфа-Банк?, который открыл для
завода льготную кредитную линию на общую сумму 11 млн. 310 тыс.
евро на шесть лет под 7% годовых. Первый транш в размере 1,603 млн.
евро (9,460 млн. грн.) был получен еще в прошлом году.
По мнению эксперта Объединенной финансовой группы Александра
Пухаева, ?лояльное отношение к украинскому предприятию со стороны
российских кредитных организаций лишний раз подчеркивает стабильное
положение ХТЗ не только на внутреннем, но и на внешнем рынках?.
Этому во многом способствовало и долгосрочное сотрудничество между
Харцызским заводом и ?Газпромом?, о продлении которого многократно
заявлялось с обеих сторон. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений
тот факт, что заинтересованность газового концерна в дешевых
украинских ТБД настолько велика, что он становится гарантированным
клиентом ХТЗ.
С точки зрения Евгения Суворова, эксперта банка ?Зенит?, ?у ХТЗ
действительно есть все основания для увеличения объемов поставок
своей продукции на российский рынок, поскольку в Украине продолжает
действовать программа преференций, подобная экономическому
эксперименту в украинском ГМК 1999-2001 гг., предполагающая
льготный режим кредитования промышленных предприятий?.
По прогнозам независимых аналитиков, уже к 2010 году Харцызский
завод будет занимать более 30% российского рынка ТБД, то есть
каждый третий километр российских стратегических топливных
магистралей будет сделан из украинских труб. Более того, многие
эксперты склонны говорить о том, что Харцызск де-факто стал
межнациональным центром производства ТБД.
В этой связи важно подчеркнуть, что расширение торговых связей
между ХТЗ и ведущими российскими газовыми и нефтяными концернами
стало ярким свидетельством продолжения плодотворного сотрудничества
между двумя странами и укрепления добрососедских отношений.
Автор: Николай Жариков